САУТ Устройства безопасности останавливают поезд одним способом - экстренным торможением, которое является самым опасным видом торможения. При его выполнении возможен разрыв грузового поезда, выдавливание вагонов ну ,а в пассажирском движении люди сыпятся с полок как горох. Поэтому давно созрела мысль о возможности управления тормозами плавно, естественно, что при этом система должна плавно снижать скорость не только в аварийной ситуации, но и при приближении к желтому и красному сигналам светофора. Для решения такой задачи необходимо передавать на локомотив информацию не только о сигналах светофоров, но длины блок участков, профиль пути (ведь на уклоне тормозить сложнее чем на подъеме), допустимую скорость движения. Эту информацию передавали на локомотив специальные напольные устройства, которые устанавливали в начале каждого блок участка (шлейфы). На локомотиве устанавливали специальную аппаратуру, которая принимала и обрабатывала эту информацию. При разработке аппаратуры был решен еще один вопрос - определение тормозных характеристик поезда. Как известно все поезда имеют разные характеристики из-за разного состава вагонов, степени их загруженности, состоянии тормозной системы. Все эти особенности учитывает так называемый тормозной коэффициент, который определяется аппаратурой методом приближения начиная с 0,25. При каждом торможении аппаратура определяет степень замедления поезда в зависимости от давления в тормозном цилиндре и тормозной магистрали и увеличивает минимальный коэффициент, пока расчеты не совпадут с действительностью. Для обеспечения остановки поезда служебным торможением перед запрещающим показанием светофора или снижения скорости перед ограничением аппаратура производит расчет кривой снижения скорости (программной скорости). Кроме того на аппаратуру САУТ возложены следующие функции: · расчет и индикацию машинисту допускаемой скорости · контроль за фактической скоростью движения · отслеживание пройденного расстояния · производит отключение тяги, служебное или экстренное торможение в зависимости от поездной ситуации · контроль за действиями машиниста при движении под Ж, К сигналы светофора · контроль за троганием на некодируемом участке пути (станции) · контроль самопроизвольного трогания поезда Ряд перечисленных здесь функций передаются от устройств безопасности аппаратуре САУТ, т.к именно она управляет тормозной системой поезда. САУТ может взаимодействовать как с пневматическими тормозами, так и с электропневматическими (ЭПТ) тормозами поезда, что позволяет использовать ее не только в грузовом, но и в пассажирском движении. Что характерно, при управлении электропневматическими тормозами аппаратура сама тормозит и сама отпускает тормоза, а вот при управлении пневматическими - только тормозит. Следует отметить, что в аппаратуре САУТ используется совершенно иной способ проверки бдительности. Вместо предварительной световой сигнализации применен речевой информатор. Приятный женский голос воспроизводит двухсловные фразы. Если фраза начинается со слова "Впереди .....", то это просто информация, а если фраза начинается со слова "Внимание ....", то она является ключевой для подтверждения бдительности. Достаточно оригинальный способ проверки при котором требуется осознание сказанного. В процессе разработки, изготовления и совершенствования аппаратуры САУТ было выпущено несколько модификаций: · САУТ-МП · САУТ-УМ · САУТ-Ц · САУТ-Ц485 Аппаратура САУТ-УМ, МП, Ц являются устройствами одного ряда, полученные в результате усовершенствования системы. Указанные устройства могут взаимодействовать с электромеханическими локомотивными устройствами безопасности (АЛСН), устройствами КЛУБ, КПД-2, 3, 3СЛ2М. Для определения скорости и пройденного расстояния используется датчик пути и скорости. Аппаратура САУТ-МП имеет дополнительный блок памяти в который записывается информация о расположении светофоров и профиля пути на участках обращения локомотива. Объем памяти позволяет внести для 16 участков пути в сумме около 400 км, что крайне мало. Для правильного выбора участка на выходе со станции устанавливается специальный шлейф, который передает номер участка. Аппаратура САУТ-У позволяет вносить перед отправлением поезда временные предупреждения, действующие на данном участке. Данные переносятся со специальной кассеты. Аппаратура САУТ-Ц485 может взаимодействовать с комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ-У с использованием CAN интерфейса и системы передачи данных КУРС-Б. Алгоритм расчета допускаемой скорости и управления тормозами во всех модификациях САУТ одинаков. Состав аппаратуры САУТ-МП (основные элементы)
|
Набор блоков САУТ сверху вниз: 1.Блок электроники 2. Блок питания 3. Блок ЛБПП (генератор голоса и модуль памяти данных пути.
|
|
Приставка к крану машиниста. Позволяют САУТ управлять пневматическими тормозами. Устанавливается между краном машиниста и редуктором
|
|
Блок электроники с открытой крышкой. В корпусе установлено две одинаковые процессорные платы. Одна работает, а вторая находится в резерве, при обнаружении ошибки в результате самотестирования - запускается резервная плата, а сбойная перезапускается
|
|
На торце блока электроники имеются разъемы с крышками. В гнезда разъемов вставляются перемычки, которые устанавливают постоянные характеристики для вычислений - тип локомотива, наличие ЭПТ, максимальная скорость движения и т.п.
|
Датчик давления
|
Переключатель САУТ-АЛС
|
Плата памяти блока ЛБПП
|
Плата процессора блока электроники
|
|
|
|
|
|
Пульт управления на котором имеются кнопки : ОС, Подтяг, Отпр, К20 . Кнопки нажимает машинист, чтобы изменить алгоритм работы САУТ в экстремальных ситуациях
|
|
Блок индикации. Левый приборчик - расстояние до светофора с Ж или КЖ. Правый - тормозной коэффициент или разность между допускаемой и фактической скоростями. Тумблер переключения кабин. Светодиод "Запрещение отпуска" - загорается, когда производиться управление пневматическими тормозами и скорость выше допускаемой.
|
|
Антенна САУТ (коричневая) - производит считывание информации с путевых шлейфов.
|
|
Динамик через который выдаются речевые проверки бдительности.
|
|