Воскресенье, 22.12.2024, 13:43

Категории раздела
Локомотивные устройства безопасности [18]
Статьи о этих устройствах ....
Библиотека [12]
Книги и учебники в DJVU формате ...
Диафильмы [27]
Старые, добрые диафильмы в PDF формате ....
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Локомотивные устройства безопасности

КЛУБы

Семейство КЛУБов

КЛУБ - это Комплексное Локомотивное Устройство Безопасности.

Сейчас это целое семейство  в которое входят следующие устройства : КЛУБ, КЛУБ-П, КЛУБ-УП, КЛУБ-У, БЛОК

История появления данного устройства тесносвязана с историей развития нашей страны. Иногда кажется, что если бы не было развала СССР, то и не было бы КЛУБов. Первое устройство КЛУБ появилось в 1994 году и предназначалось для замены электромеханических устройств АЛСН. База производства устройств АЛСН в большой части оказалась за рубежом и естественно никто даром ничего не давал. МПС посчитало и решило, что за ТАКИЕ деньги можно разработать и наладить производство абсолютно нового устройства. Разработку поручили ВНИИАС (Всероссийский НИИавтоматизированных систем ЖД, Москва). ВНИИАС был выбран неслучайно, ведь именно он формулировал требования к безопасности систем на ЖД транспорте в области безопасности движения. Уже почти 10 лет велись разработки альтернативной системы АЛС - получившей название АЛС-ЕН и даже были опытные локомотивные устройства. Производство устройств передали Ижевскому радиозаводу (работал в области спутниковых систем навигации и т.п.). Такой заказ от железных дорог для завода, в тот период, был практически единственным способом выжить.

Полный комплект всех блоковВ результате совместной деятельности появился КЛУБ, который мог принимать и обрабатывать сигналы АЛСН и АЛС-ЕН. Устройство появилось за достаточно короткий срок, поэтому нареканий на него было множество, относящееся в основном к сырому программному обеспечению. Отладка Продлилась практически до снятия с производства В 2000-2001 году. КЛУБ вобрал всебя:

  • Блок индикацииалгоритм смены сигналов АЛСН;
  • периодичекую проверку бдительности по предварительной световой сигнализации;
  • определение скатывания (явного и трогания)
  • плавный контроль скорости под КЖ (от Дозора, правда длина блок участка устанавливается в зависимости от категории поезда 600м для пассажирских, 1200 для грузовых);
  • появился новый режим работы - маневровый (максимальная скорость 60 км/ч);
  • появился контроль максимальной скорости движения под зеленую улицу (в зависимости от категории поезда и конструкционной скорости);
  • позволяет выдать на устройство регистрации сигналы - Ж, КЖ, К, катушка ЭПК;
  • взаимодействует с устройствами САУТ и ТСКБМ;
  • введен неконтролируемый срыв ЭПК (происходит при явном скатывании, превышении допускаемой скорости и т.п.);
  • появился интересный алгоритм - если контроллер машиниста выведен из нулевого положения, а движение не наступает в течении 70 с, то происходит неконтролируемый срыв;
  • работает по сигналам АЛС-ЕН, т.к. данная система АЛС применяется на трассе С-Пб-Москва и постепенно на других ...

Разработки на этом устройстве не закончились. Если уважаемый читатель помнит, то где-то в 1996-7 году произошло крушение на Московской окружной дороге, дрезина въехала в бок электрички - были жертвы и много шума. После этого случая все дрезины (большие и малые) назвали ССПС и приравняли их к магистральным локомотивам. Вам наверное будет интересно, что на 70% парка ССПС не предусматривалась установка устройств безопасности. Так вот, после этого крушения встал вопрос - чем оборудовать ССПС? И ответ нашли - в короткий срок появились устройства КЛУБ-П и КЛУБ-УП.

Блок индикации КЛУБ-ПКЛУБ-П предназначался для ССПС 2-ой категории (т.е.транспортных средств не предназначенных для перевозки людей). КЛУБ-П это обрезанный кусок КЛУБ. КЛУБ-П принимает сигналы только АЛСН, не взаимодействует с САУТ и ТСКБМ, не передает во внешние устройства никаких сигналов для регистрации (работает сам в себе). Остальные алгоритмы такие же, как и у КЛУБа. Машинисты ССПС (непривыкших к строгостям устройств безопасности) отзываются об устройстве весь "лестно". Одним из узких мест является взаимодействие с тормозной системой. После экстренного торможения невозможно отпустить тормоза, это результат скрещивания непрямодействующих устройств торможения (ЭПК) с прямодействующими тормозами многих ССПС. КЛУБ-П не имеет резервирования электроники на случай отказа.

Про КЛУБ-П можно все сказать одним вопросом -"Зачем оно?". Устройство работает само на себя, ничего не регистрирует, а как потом разбираться что случилось? По большому счету, если машиниста не поймали с поличным, что устройтсво выключено, то доказать, что он его выключал невозможно. Неужели МПэСовские  чиновники об этом и не подозревали? А сколько денег вбухали на красивую игрушку. КЛУБ-П снят с производства вместе с КЛУБом и на замену КЛУБ-П стали ставить КЛУБ-УП.

Блок индикации БИЛ-УПБлок индикации БИЛ-УПКЛУБ-УП изначально предназначался для установки на ССПС 1-ой категории (т.е.транспортных средств предназначенных для перевозки людей). КЛУБ-УП - это принципиально новое устройство, работающее несколько по иным принципам, чем просто микропроцессорное устройство. Во второй половине 90-х годах велась разработка следующего поколения локомотивного КЛУБа и новшества, видимо, решили обкатать на КЛУБе-УП.  Каждый модуль КЛУБа-УП представляет из себя законченный компьютер, со своим ПО и данными. Все модули передают информацию по специальному интерфейсу - CAN (импортный интерфейс для построения промышленных устройств). Информация по CAN передается в формате межмодульного "языка общения" КУРС-Б. Таким образом КЛУБ-УП - это сетевое компьютерное устройство. КЛУБ-УП позволяет (самое основное):

  • принимать и обрабатывать сигналы АЛСН (основные алгоритмы такие же, как и других КЛУБов);
  • осуществлять движение под контролем спутниковой навигационной системы (СНС);
  • осуществлять движение под контролем радиоканала;
  • регистрировать параметры движения ССПС в специальную кассету регистрации с последующей расшифровкой данных поездки на ПЭВМ, что позволяет отказаться от скоростемеров и устройств регистрации.

Устойчивость устройства и его работоспособность значительно выше, чем у другихустройств. Наладка системы движения под СНС стала возможна только после долгих мытарств, да ито только после массового внедрения КЛУБ-У. О радиоканале еще только мечтаем.

Блок электроники БЭЛ-УПБлок электроники БЭЛ-УП
(со снятой крышкой)
ЭПК153 (разобран)
Блок электроники БЭЛ-УПБлок электроники БЭЛ-УП (со снятой крышкой)ЭПК153 (разобран)

Самое последнее устройство их представленного семейства является КЛУБ-У (унифицированный). Будем надеяться, что КЛУБ-У станет последним и единственным устройством безопасности (не сбылось).

Через 10 лет после ввода в эксплуатацию КЛУБ-У появилясь следующая ступень его развития - БЛОК. Устройство интегрирующее на платформе КЛУБ-У комплекс из САУТ-ЦМ485 и ТСКБМ

Категория: Локомотивные устройства безопасности | Добавил: kand (25.11.2013)
Просмотров: 13083 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]