ЭВМ на локомотивеРазвитие электроники в нашей стране происходило достаточно бурно. Также бурно развивалась цифровая техника, что связано с постройкой в Зеленограде под Москвой "Советской Селиконовой долины". В первой половине 80-х годов (а может и раньше) появились первые микропроцессорные наборы, из которых можно было собирать полноценные вычислительные системы. Если при словах "вычислительные системы" Вы посмотрели на свой аппаратный ящик, то даже Ваш 166 пень выглядит монстром по сравнению с возможностями тех наборов. Оперативная память - 8 (16, 32, 64) Килобайт (да, да именно Кило а не Мего или Гего). Частота процессора 100-200 кГц (по сравнению с сегодняшними сотнями Мего и Гего Герцами это ....:),. И вот, даже такое чудо пытались применять в разных областях техники, в том числе и на железнодорожном транспорте. История умалчивает, какое первое микропроцессорное устройство было разработано и испытано для нужд локомотивного хозяйства. Зато точно известно, что первое серийное устройство, построенное как вычислительная система и устанавливаемая на локомотивах было устройство САУТ (система автоматического управления тормозами) САУТ претерпело много модификаций, но концепция устройства с успехом дожила до наших дней, с чем ее разработчиков и поздравляем. Долгая и успешная эксплуатация САУТ позволило наработать опыт, который с успехом был реализован в других устройствах, разработанных позже:- семейство САУТ: САУТ, САУТ-М, САУТ-МП, САУТ-Ц , САУТ-Ц, САУТ-ЦМ, САУТ-ЦМ-485 ..... (рассказ о которых это отдельная история) - скоростемеры КПД 2, КПД 3 (А, Б, В, П) (в котором впервые был реализован принцип записи параметров поездки не только на бумажный носитель, но и в электронный модуль памяти); - системы автоведения САВП; - семейство устройств безопасности типа КЛУБ;
О каждом из этих устройств можно писать много и говорить еще больше (увеличение за счет не только цензурных выражений). Изготовление устройств на базе вычислительных технологий подкупало несколькими вещам: - технологичность процесса изготовления (простота); - дешевизна и массовость комплектующих; - возможность изменения алгоритма работы без перепайки проводов и всей прелести с этим связанным и т.п. Стоит правда отметить, что практически единственным и массовым применяемым набором (не в военных целях) в те года был набор 580 серии - больше напоминавший монстра в энергопотреблении (три уровня напряжения питания) и размерах. Советские микросхемы были самыми лучшими, но правда имели один недостаток - они были самыми большими ......... (шутка). Правда в каждой шутке только доля шутки. Представляете - грелись как печки, а вентиляторов не требовали - забавно ....?.....! Тем не менее стоит отдать должное разработчикам, что был дан достаточно сильный толчок в применении цифровой техники на локомотивах. В настоящее время все разработки новой техники ведутся с применение элементов вычислительной техники, если не сказать большего, в основе работы этих устройств - вычислительная система. На современном этапе развития вычислительной техники - это применение не просто микропроцессорных наборов, а применение МИКРОКОНТРОЛЛЕРОВ, микросхема которая внутри себя содержит все что нужно для построения полноценного вычислительного устройства - процессор, память для программы, контроллеры шин, сами шины, оперативную память, АЛУ, и т.п. Т.е. одна микруха заменяет целый комп, а по производительности превышает 580 набор в 100, а может и 1000 раз. Большинстви локомтивных устройств работают на контроллерах ATMEL и PIC с каналом связи между системами локомотива - CAN. Вполне можно допустить, что указанные устройства были и не первыми, но зато они были серийными и многие из них дожили до наших дней. |